С началом переходного периода милый, жизнерадостный ребенок, каким девочка была раньше, превращается в очень ранимого, ершистого, нередко несчастного подростка. Она придирчиво рассматривает себя в зеркало, иногда без причины грустит и может ответить грубостью на замечание родителей. 

С одной стороны, ей хочется, чтобы все заметили, как она изменилась, с другой — она беспокоится, что эти изменения делают ее неуклюжей и некрасивой, и поэтому раздражается, когда родные уделяют ей слишком много, по ее мнению, внимания.

 Невинная шутка по поводу ее внешности может вызвать неоднозначную бурную реакцию: слезы или грубость, а иногда и то и другое. Девочка часто чувствует себя одинокой, чужой и непонятой в собственной семье. Недовольство собой переносится на окружающий мир. Иногда мир кажется ей отвратительным и несправедливым, хотя порой она по-прежнему бывает весела и довольна жизнью.

С быстрым развитием в переходном возрасте связано и негативное или настороженное отношение подростков к новым чертам своей внешности. Девочки, к примеру, могут стесняться быстро увеличивающихся в размерах молочных желез (особенно если раннее развитие). Но когда большинство сверстниц в этом плане оформились, отрицательные переживания могут быть связаны уже с отставанием в развитии этого признака («ничего не растет»).

Девочки крайне болезненно реагируют на свою угловатость, некрасивость.  Нельзя к таким тревогам относиться иронически: обделенные физическим совершенством, они очень боятся критических взглядов, под этими взглядами сжимаются, сутулятся и действительно становятся некрасивыми.

 Они, как отмечает известный педагог, автор книги «Воспитание старшеклассниц» Н. Тимбщеико, лишают себя многих удовольствий, не танцуют на школьных вечерах, горько плачут дома, срываются на резкий тон, постепенно отчуждаются от сверстников.

 И в конце концов могут развиться такие черты характера, как замкнутость, недоверие к окружающим, а иногда и озлобленность. Помочь таким девочкам понять сущность внутренней красоты, воспитать стремление к аккуратности в одежде, возбудить стремление быть привлекательными не только внешне, но и внутренне (путем умения общаться с людьми), научить доброжелательности, чуткости — задача родителей и прежде всего матери.

Собственное «я» в этом возрасте вырастает до огромных размеров и заслоняет подростку весь остальной мир. Постоянно занимаясь самоанализом, девочка пытается осознать, какая она, и делает вывод, что она уникальна и неповторима, отличается от всех, кто ее окружает, а следовательно, таких, как она, больше нет. Вот и получается что она очень, очень одинока.

 Из-за одиночества у девочки-подростка даже могут возникнуть мысли о суициде (самоубийстве). Суицидальные планы часто появляются у неординарных, особо одаренных детей в этом возрасте.

Если подросток полушутливо, шутливо или серьезно говорит, что его родители ему не родные, а приемные (конечно, если это па самом деле не так), значит, чувство одиночества у него гипертрофировано (слишком сильно развито) и необходимо принимать срочные меры. На возраст 13—16 лег приходится самое большое количество уходов из дома, убийств и самоубийств.

Особенности эмоциональной сферы девушек приводят к тому, что они испытывают чувство одиночества раньше и переживают его острее, чем юноши.

 Проведенный опрос показал, что девушки гораздо чаше юношей ведут дневники, поверяя им свои мысли и чувства. Из 150 опрошенных студенток первого курса 62% девушек вели дневники, причем большинство из них начиная с 14 лет, более трети из них продолжают вести их и в институте. В тайных тетрадях и дневниках девушка находит убежище для своей души, где никто и ничто ее не стесняет.

 Предоставленная самой себе, она свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные, переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения.

 

 

Психологи отмечают, что девочки больше страдают от недостатка заботы, чуткости, излишней суровости или безразличия, чем мальчики. Они, как правило, возмущаются мерами, унижающими достоинство, и не только по отношению к себе, но и по отношению к кому бы то ни было. А по образному выражению известного педагога В. А Сухомлинского, если  мир мальчика окрашен семью цветами радуги, то у девочки это целая палитра переживаний. В подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.

Девочка часто меняет мнение о себе и окружающих. На определенном этапе, сравнивая себя со взрослыми, девочка-подросток приходит к заключению, что между ней и взрослыми нет никакой существенной разницы.

Но взрослые не торопятся признавать ее право на полную самостоятельность и равенство с собой. Они все еще считают девочку ребенком, продолжают ее поучать и делать замечания И тогда с присущим этому возрасту максимализмом подросшие, но не повзрослевшие дети решают, что взрослые вообще ничего не в состоянии понять, их взгляды безнадежно устарели и не могут больше служить ориентирами в жизни для нового поколения.

 Все из прежнего мира отвергается иди подвергается критике. Дети становятся нигилистами и испытывают тягу к разрушениям. Они не верят, что не оригинальны в своем нигилизме, что через это прошло множество поколений и даже во II тысячелетии до нашей эры, по данным древних источников, подростки испытывали те же психологические трудности, что и нынешняя молодежь.

Компонент комментариев CComment

Свежие анекдоты

Все Проишествия - Московский Комсомолец

Московский Комсомолец